К истории русского подвижничества

 Собрание ИМПЕРАТОРСКОГО Московского Исторического Музея.

Реферат, читанный в Церковно  Археологическом Отделе при Обществе Любителей Духовного Просвещения 17 ноября 1914 года Диак. В. И. Мансветовым. 4

 Оттиски из журнала „Чтения в Общ. Люб. Дух. Просвещ." за январь—март 1915 г.

 Собрание вериг Императорского Московского Исторического Музея.

(Краткое описание с предисловием).

Возмите иго Мое на себе,—говорить Господь—и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обря­щете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя, мое легко есть. (Матф. XI, 28—30).

Благо есть мужу,—поучает св. Пророк Иеремия,—егда возмет ярем в юности своей. (Иер. III, 27).

Аз язвы Господа Иисуса на теле моем ношу (Галат. VI, 18),—повествует Ап. Павел.

Вот побуждения к возложению на себя и ношению вериг во Имя Христово.

В научном смысле ношение вериг есть своего рода аскетическое упражнение, имеющее целию изнурение телесное в непрерывном усилии совершенно,—по слову Апостола,— распять плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. V, 24).

Имея по существу тоже значение, что и ношение взад и вперед больших тяжестей, камней и корзин с песком, имевшее место для усмирения побуждений плоти у восточных пустынников первых веков христианской Церкви, подвиг веригоношения однако по особому укладу древнерусской жизни, с ее преувеличенyо-почтительным отношением к обряд­ности, требовал непосредственного проявления и осязаемого признака самого подвига.

Тем не менее носители верить непреклонною силою своей воли старались достигнуть и такого внутрённего состояния, что бы во всей природе своей не ощущать другой мысли, кроме как принять на себя язвы Христовы и тяжесть креста Его.

Велик и свят подвиг предать тело свое в руки му­чителей за исповедание Имени Христова. Но не меньше надо было мужества и этим добровольным мученикам, что бы каждый день, каждый час предавать тело свое медленным постоянным терзаниям и постепенному умерщвлению.

В этой труженической жизни, приближавшей их к Богу, они однако находили такой источник блаженства, что желали бы до бесконечности увеличивать свои труды и подвиги.

Но велика зависть врага рода человеческого! Соблазни­тель прародителей нашить, он не оставил своею лестью и этих подвижников.

Еще в XVI столетии на трудном пути этого рода под­вижничества много являлось путников, но являлись и неосто­рожные ко вреду себе и посрамлению этого святого пути[1]. А в следующем за тем XVII столетии неосторожность в этом отношении развилась настолько, что был почти забыт и истинный смысл веригоношения и его высокие задачи. По­явились лица, которые, преследуя свои низменные и часто корыстные цели, возлагали вериги на себя даже поверх носильного платья воочию всех, как бы похваляясь их тя­жестью, для убеждения в своей—скажем мы: мнимой—свя­тости. По этому нисколько не удивительно, если Патриарху Иоасафу пришлось писать в своем указе 1636 года следующее: „иные ходят в образе пустынническом и во одеждах черных и в веригах, растрепав власы... во  время святаго пения в церквах ползают, писк творяще... и велик соблазн полагают в простых человецех»[2]. Злоупотребления в этом отношении достигли очевидно в то время крайних пределов, если патриарх вынужден был даже запретить пускать в храмы этих мнимых веригоносцев, „понеже от их крику и писку православным христианам божественных пений не слыхать да теи в церкви Божии приходят аки разбойники с палки, а под теми палки у них копейца железные и бывают у них меж себя брани до крови и лая смрадная».[3]

Собор же 1666 —1667 г.г. прямо повелел: „этих люден, иже мнятся благоговейни быти, имати и приводити на патриарший двор, а в прочих епархиях по градом на митрополии и архиепископские и епископские дворы[4].

После Петра I и до позднейшего времени правительство и духовный власти должны были бороться суровыми мерами с этими „посланниками бесов»,— как величает их один из современников, автор книги „ Вразумление Заблудших»[5].— Это так называемые, говорить он, юродивые и странники, босоногие, носящие вериги, тяжелые шапки, железные палки, обвешивающие себя разными крестами и образами"[6].

Рассматривая вериги как предмет изучения, эти „цепи или согнутый полосы,—как определяет их Общий Акаде­мически. Словарь 1834 года.—каковые произвольно, но тайно некоторые подвижники и постники для усмирения плоти на голое тело накладывают, никогда не снимая или весьма редко"[7], разумеется трудно сказать, какие вериги принадлежать истинным подвижникам благочестия, какие лживым. Во всяком же случае вериги сами по себе и помимо их религиозно-бытового значения представляют несомненный глубокий исторический интерес при изучены их.

 Хранилище Императорского Исторического Музея в своем собрании имеет:

  • 9 головных вериг,
  • 24 нагрудных тяжелых крестов, из них 5 медных, 18 железных и 1 чугунный литой,
  • 17 полных металлических парамандов, из которых 2 медных и 15 железных,
  • 8 цельных железных поясных вериг, соединенных с таковыми же парамандами,
  • 5 отдельных поясов железных,
  • 3 двойных (спускающихся на грудь и спину) креста, 2 тяжелых доски, чугунных литых и несколько разрозненных частей вериг и крестов.

 Головные вериги.

Головные вериги представляют собой остов шапки и состоят из железного кованого обруча по размеру головы с приклепанными на крест и соединенными между собою в виде дуг 2 или 3 полосами железа. Этот остов или каркас покрывался сукном или бархатом, для чего у лобного обруча, как видно из прилагаемого ниже снимка, пробиты  для шва дырочки. Такая железная шапка, будучи обшита материей, ничем не отличалась по внешнему виду от обыкно­венной монашеской шапки и дониконовского клобука, и потому могла служить лучшим выражением идеи тайного веригоношения. Для увеличения тяжести лобный обруч брался шире и загибался сверху во внутрь, так что верх шапки под каркасом представлялся как бы сплошными. На некоторых для этой же цели наклёпывался изогнутый по передней дуге массивный железный же плоский крест, под обшивкой остававшийся незаметным. Из имеющихся в собрании девяти таких шапок обращает на себя внимание № 34847: 97[8] со сплошным верхом, грубо приклепанным каркасом из трех дуг, без выпуклого креста, сильно проржавленная, весом 12 фунтов. Судя по форме и по спо­собу выработки, ее нужно отнести к более древнему времени, чем все остальные восемь. Наоборот вторая из них, 10 фунтов, №  42324; 904, тоже без креста, но с узким лобным обручем, является позднейшей из всех. Уж слишком бросается в глаза ее поло­совое железо современной железопрокатной обработки.

Остальные семь по форме сходны с древними церков­ными свадебными венцами Владимиро-Суздальского периода.  Они совершенно одина­ковы между собою, все имеют спереди при­клепанный крест.

Весом: в 14 ф.; в 10 ф.; 8 ф.; две но 7 ф. и 2 по 5 ф. Все до некоторой сте­пени проржавлены.

Нагрудные кресты

Медные

1) № 28479; 93, медными восьмиконечный крест без цепи, с верхним и нижним ушком, ношеный, сильно по­тертый. Спереди гравирован восьмиконечный же крест без изображения распятия; в самой верхней части надпись „Царь Славы", дощечка I Н Ц I; в поперечной части—«кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое воскресение твое славим», славянским шрифтом. На обратной стороне: сверху—„Любовь", в средине—„послушание, терпение", внизу—„смирение", весом 3 фунта. По типу подходит к крестам конца XVIII века.

 2) № 38850. Медный восьмиконечный крест с изображением распятия, прикрепленный сыромятным ремешком и бичев��й к железной массивной пластине; между ремнем подсунут деревянный березовый клинушек. Изображено рас­пятие. Выше в рамке дощечка со словами I Н Ц I, два архан­гела, подпись „Михаил, Салфиил. Крест похож на Московские кресты XVIII  века.

3) № 36819; 99. Четырехконечный крест медный сильно потертый, ношеный. На нем спереди высечен восьмиконеч­ный крест. Весом 2 ф., размер 2? x 2? верш., имеет верхнее и нижнее ушко от цепей параманда.

4)—Медный четырехконечный крест с таковою же цепочкою. Спереди изображено распятие и надпись „Крест Хранитель"; на зад­ней стороне выбито точками славянскими бук­вами „Да воскреснет Бог». У цепей пряжки с головой льва; весом 1? ф.. Крест недав­ней работы XIX века.

5)—Медный четырехконечный крест с таковою же тонкою цепочкою вытертый и но­шеный. Спереди в глубокой раме рельефное изображение распятого Господа; сверху Св. Троица, в нижней части шесть неизвестных святых. Крест очень близок к суздальским резным крестам ХУ—XVI века.

Железные нагрудные кресты

1) № 28458; 93. Нагрудный железный крест с медным изображеиием распятия в 2? дюйма; весом 1 ф.; имеется ушко для цепи.

3) № 33041; 96. Железный шлифованный нагрудный крест геральдической формы без цепочки с вделанным медным маленьким четырехконечным крестиком. На последнем изображение восьмиконечного креста без распятия. По бокам буквы Iс.—Хр.; размер 3x2 верш, весом 1? ф.

3) № 36820; 99. Железный квадратный крест с тако­выми же цепочками сверху и по бокам креста, весом 4 фунта.

4) № 41001; 1903. Нагрудный кованый железный четырех­конечный на таковой же железной цепочке. На верхней части высечено «Трудъ» в средине дата—1891 год. 8 дюйм, длины—7 ширины, весом 5 фунтов.

Остальные 14 крестов различного веса и формы, сделан­ные все по образцу древних церковных крестов, надписей дать и изображений не имеют.

№ 21563; 1891. Чугунный литой крест квадратной формы с надписью „Бгъ.", весом 5 ф. с пластинчатой жестяной цепочкой. Крест современной недавней работы.

 Параманды медные

1) № 36890; 99. Медный параманд, спереди железный луженый крест овальной формы. На заднем квадрате по краям надпись: „Аз язвы Господа моего на теле моем ношу", в средине распятие с копьем и губою. Цепи гнутые из проволоки. Весом 2 фунта. Этот параманд очень тон­кой изящной работы, ничем не отличается от современных мягких монашеских парамандов.

2) № 39286; 1901. Медный параманд с двумя одинакового размера дощечками, на одной из них выгравирован четырехконечный крест. Концы его немного расширены, в уголках сияние. По форме крест напоминает несколько мальтийские и вообще квадратные кресты конца 18 и начала 19-го столетия.

 Железные

3)—Шлифованный хорошей слесарной работы с пластинча­тыми, входящими одна в одну, на шарнирах цепочкою железный параманд. На передней дощечке, овальной, немного удлиненной книзу, изображен.е Господа распятого, а на задней восьмиконечного креста и надпись: „Господи спаси благочестивый и услыши ны". Судя по надписи, параманд мог принадлежать кому-нибудь из иеродиаконов. В средине креста дата: 1800 год.

4) 39314; 1901. Железный параманд с двумя крестами древней, напоминающей южнорусские Киевские четырехконечные церковные кресты, формы, с витыми на подобие жгутов удлиненными звеньями вместо цепочки. Весом 4 фунта, очень проржавлен, долго находился в земле.

Найден при постройке церкви с. Покровского, под Ка­лугой, со скелетом[9].

5) № 24258; 92 железный параманд с железными же равносторонними крестами, цепи кованые отдельными звень­ями в виде восьмерок; весом 10 фунтов, не старый.

6) 25760; 92. Массивный железный параманд весом 15 ф. с двумя квадратными крестами с изображенными на них резными восьмиконечными. Цепи стальные пластинча­тый на шарнирах, хорошей кузнечной работы  XVII века.

7) 37680; 1899. Железный параманд с 2 крестами и панцирной кольчатой цепью, ношеный; весом 11 ф.

8) 33343; 96. Тоже с медным замком спереди; весом 2 ф.

9) 38222; 1900. Тояхв с коваными наплечниками и крестом спереди; весом 12 ф.

10) 39189; 1901. Тоже с двумя крестами. На переднем, как и на заднем, выбито: "Царь Славы Сын Божий"; весом 3 ф.

11) 40227; 1902. Тоже с широкими массивными наплеч­никами, с 4 конечным крестом и овальной пластиной сзади, с пластинчатыми же кузнечной работы цепями; весом 20 фунтов. Это самый тяжелый образец вериг описываемого собрания.

12) 40586; 902. Железный кованый параманд с пла­стинчатыми в 3 звена цепями; весом 12 фунтов, к нему принадлежит и верижная шапка № 40587.

13) 42520; 1905. Тоже с наплечниками, с пластинча­тыми па шарнирах це��ями, кузнечной работы; весом 9 ф.

14) 44283. Тоже грубой работы цепи; два креста, спереди восьмиконечный, сзади четырехконечный; весом 6 фунтов.

15) 44298; 1904. Тоже с 2 дощечками, на передней грубо выбить косой неправильной формы четырехконечный крест; весом  4 фунта.

16) 44279: 1907. Тоже с цепями, состоящими из мелких квадратных железных пластинок, соединенных между со­бою проходящими через них проволочными, сплюснутыми кольцами; на передней дощечке надпись: „Аз язвы Господа моего на теле моем ношу" и изображение распятого Христа Спасителя с орудиями страданий.

17)—Бывший в огне параманд с двумя крестами и пластинчатой цепью; весом 2? фунта.

Поясные вериги

1) № 25766; 1892. Железный пояс, соединенный с парамандом, кованой недавней работы, весом 15 фунтов.

2) № 31614; 1895. Железный пояс с приваренными на бедрах крестиками 3-х дюймовой высоты и проходящими от средины к спине плечевыми очень плоскими пластинчатыми цепями, чистой кузнечной работы. Этот пояс нужно отнести к числу женских верить. Узкий сравнительно размер талии—64 сант., и положение крестиков, отогнутых кнаружи, дают представление о стянутой в средине женской фигуре. Расположение цепей, начинающихся почти у самой середины пояса, очень напоминает проймы женского костюма. Все части пояса с внутренней стороны тщательно зачищены и закруг­лены во избежание беспокойства и поранения тела.

3) 41859; 1903. Пояс, соединенный с парамандом, с массивными цепями кузнечной грубой работы. На спинном квадрате дата—1894 год, выбита точками. Литеры «Н. А.» высечены; весом 9 фунтов.

4)—Пояс с наплечными пластинчатыми на кольцах цепями с восьмиконечным посредине крестом и квадратом сзади; очень проржавлен; находился в земле; весом 17 ф.

5)—Такой же, менее проржавлен; весом 16 ф.

6)—1900. Такой яге, без креста; весом 12 ф.

7) № 44280; 1907. Такой же пояс, соединенный с пара­мандом. Цепи из пластин, напоминающих конские удила; весом 4 ф. очень недавней работы, неношеный.

8) № 45223; 1908. Пояс с нагрудным восьмиконечным крестом и сзади квадратом, соединенными пластинчатыми на овальных кольцах цепями. Внизу крест соединяется с поясом двумя изогнутыми пластинами па застежках; весом 17 фунтов. Эти вериги очень крупного размера.

 Отдельные пояса

1) № 26300; 92. Железный кованый пояс, состоящий из семи пластин с пряжкой; весом 4 фунта. По форме напоминает современные монашеские пояса.

2) № 33113; 96. Железный пояс с секретным замком, потертый; весом 2 фунта сравнительно старой работы.

3) № 23496; 96. Железный пояс из тонких пластин с .крестом на спине; весом 1 фунт.

4)—Железный пояс с четырехконечными крестами спе­реди и сзади. На пряжке прорези букв'' „Иис. Хр."; весом 9 фунтов.

5 и 6)—Два ржавых старых очень массивных пояса в 12? и 16 фунтов.

Двойные, отдельные от парамандов, кресты с цепями

1) № 31798; 99. Цепь железная, обшитая холстом, с двумя крестами грубой современной работы; весом 14 ф.

2) № 44283. Два креста с цепью, восьмиконечным и четырехконечным, грубой современной работы; весом 6 ф.

— Два креста на обычного типа крупных цепях. Оба креста, размером 3?х2? и 3х2 в., имеют надписи. На переднем по всей стороне креста выбито славянорусским шрифтом: „Во имя моего Спаса и Господа. Я предаю Тебе абие дни живота моего. Но болия желаю что бы на мое сердце крест: не довольно чтобы иметь прет моими очами. Я желаю при склоне моей жизни вручену души моей Творцу". На заднем: „взем крест твой честный Г-ди идем к тебе"; с обратной стороны. „Крест ангелов слава и демонов язва" и дата—1847 год.

Кроме того, № 43953—54; 1906. Две доски чугун­ные литые, овальной формы с отверстиями для подвески. На той и другой восьмиконечные кресты. На них вверху Бог, два ангела, посреди распятие, по бокам солнце померкшее, луна и надпись: „Кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое воскресение твое славим»; внизу адамова голова, по бокам Матерь Божия и Мария Магдалина, с другой стороны Иоанн Богослов. Изображение крестов подходит к Московским XVI века. Доски весят 12 фунтов.

№ 38661; 1900. Посох железный, оканчивающиеся копьем и секирами, навершье,—восьмиконечный крест. Это экземпляр тех самых «палок с копейцем», которыми по свидетельству указа 1636 года Патриарха Иоасафа, дрались «до крови» мнимые подвижники веригоносцы.

Из числа разрозненных вериг обращает на себя внимание № 42347; 1904—громадный, охватывающий всю грудь, четырехконечный железный древней формы кованый крест с загнутыми внутрь средними концами. У закругленных концов, очевидно неудавшихся перекрестьев, прикованы ушки. От верхнего идет п��отертая кольчатая цепь к такой же, как и крест, массивной доске, неправильной треугольной формы. На кресте три дырочки очевидно от отставшего еще добавочного креста. Вес—14 фунтов.

№ 41676—77; 1903. Два креста медных четырехконечных, одинаковых с ушками от цепей, с изображением на каждом восьмиконечного креста и надписью:IC. ХР., заглав­ными прописным шрифтом Александровского времени. По форме напоминают Мальтийские.

Есть еще небольшой железный кованый равносторонний крест, в средине которого вместо ожидаемой религиозной надписи или изречения красуется выбитое клеймо, очевидно мистера,—«Ахматов».

В заключение нельзя не указать на трудность и в некоторых случаях невозможность определить время происхо­ждения только что описанных вещей.

С одной стороны кузнечное искусство, еще и до сих пор пользующееся приемами ХVI века и мало считающееся, не в пример прочим ремеслам, с прогрессивным движением своего дела, не выработало новых образцов при обработке железа, с другой религиозное воззрение заказчика. боявшегося всякого новшества и требовавшего потому сделать вериги непременно по старому и притом определенному образцу известных уже вериг прославленных подвижников, служит высказанной причине.

Конечно поставленный условия заказчика при совокупности старинных приемов работы заставляли выходить вещь из рук мастера совершенно тождественную с древней и почти от ней ничем не отличимую.

Единственным ключом к распознаванию времени про­исхождения вериг, кроме выбитых дат и надписей, может служить вполне понятное для горделивого чувства хорошего мастера желание: сделать лучше, чем предложенный ему оригинал. В этом благом намерении,—с нашей точки зрения,—и оставлял кузнец, и то случайно, едва ощутимый дух своего времени.

Таких хороших мастеров должно быть было немного, уж очень грубы и рабски шаблонны, за исключением немногих, все остальные вериги.

 

[1] История Русск. Церкви Преосвящ. Филарета. Пер. III; стр. 249.

[2] Юродство о Христе. Свящ. И. Ковалевский стр. 160. Москва 1895 г.

[3] Там же. Стр. 151.

[4] Там же, стр. 151.

[5] «Вразумление Заблудших», составл. на основании Священного Писания. Изд. 7. Москва 1891 год.

[6] Юродство во Христе. Свящ. И. Ковалевский, стр. 156.

[7] Общий Церковно-Славяно-Российский Словарь Импер. Академии Наук, 1884 г. Часть 1.

[8] №  по инвентарной описи и год поступления в музей.

[9] Инвентарная опись Историч. Музея. Означенными параманд составляет дар Д-ра С. С. Жданова.

Таксономия: